Указом  Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» одним из приоритетных направлений государственной социальной политики определена семейная политика.

Семья представляет собой важный социальный институт в государстве. В статье 38 Конституции РФ сказано, что материнство, детство, семья находятся под защитой государства. В соответствии с этим конституционным принципом выстраивается государственная политика в отношении семьи и, прежде всего, несовершеннолетних. Социально ориентированную государственную политику в отношении несовершеннолетних, которая отражает как общие интересы, потребности и права всех без исключения лиц до 18 лет, так и блага различных социальных и возрастных групп несовершеннолетних принято считать ювенальной политикой. Её цель заключается в создании правовых, экономических, социальных, политических, финансовых и прочих условий для успешного функционирования системы жизнеобеспечения молодого поколения и института семьи; в повышении качества жизни детей, подростков и молодежи; в социально-правовой защите многодетной, неполной, кризисной семьи и социально-экономическом поддержании молодой семьи. 

Формирование и реализация ювенальной политики невозможны без становления ювенальной юстиции –  правосудия по делам несовершеннолетних. Понятие ювенальной юстиции включает особый порядок судопроизводства, отдельную систему судов для подростков (ювенальных судов), а также совокупность идей, концепций социальной защиты и реабилитации несовершеннолетних правонарушителей.

Защита прав несовершеннолетних как отрасль социальной политики и социального права в нашем государстве развита крайне слабо, а правосудие по делам несовершеннолетних (ювенальная юстиция) как самостоятельная подсистема общего правосудия отсутствует. 

Больше всего споров разворачивается вокруг установления системы социального патроната над семьями из группы риска. Цель законодателя в данном случае – попытаться создать механизм, который бы сократил число случаев лишения граждан родительских прав. Прежде чем лишать родителей прав на детей, социальные работники окажут им психологическую и материальную помощь. В практике судов существуют примеры лишения матерей-одиночек, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и злоупотребляющих спиртным родительских прав, и, последующего восстановления в правах, после того как они одумаются. Социальный патронат призван еще на ранней стадии  вызволить из такого жизненного кризиса семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, и не допустить их распада.

В качестве примера отношения мирового сообщества к проблемам молодежи и вопросам ювенальной юстиции, хочется привести принятые  в 1985году Генеральной Ассамблеей ООН «Пекинские правила», касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, в которых закреплено, что государства-участники должны стремиться, в соответствии со своими интересами, способствовать благополучию несовершеннолетнего и его или ее семьи; должны стремиться к созданию условий, позволяющих обеспечить содержательную жизнь подростка в обществе, которая в тот период, когда она или он наиболее склонны к неправильному поведению, будут благоприятствовать процессу развития личности, в максимальной степени свободному от возможности совершения преступления и правонарушений. В Правилах подчеркивается важнейшая роль семьи в профилактике правонарушений несовершеннолетних. Не случайно законодатель поставил семью на первое место в перечне всех возможных ресурсов в профилактической работе по борьбе с правонарушениями несовершеннолетних. Каждое общество должно придавать первостепенное значение потребностям и благополучию семьи и всех ее членов. Поскольку семья является ее основной ячейкой, ответственной за первичную подготовку детей к жизни в обществе, государству, общественным учреждениям следует прилагать усилия для сохранения целостности семьи. Общество обязано оказывать семье помощь в обеспечении ухода за детьми, их защиты и в укреплении их физического и психического здоровья.

Следует отметить, что на федеральном законодательном уровне идея ювенальной юстиции ранее не была одобрена, законопроект о введение ювенальных судов был отклонен. И небезосновательно. В рамках пилотных проектов по внедрению ювенальных технологий в некоторых регионах детей просто изымают из семей, т.к. по мнению «ювеналов» к семьям из группы риска относятся семьи матерей-одиночек, малоимущие и многодетные. Противники новых законодательных актов боятся что с их вступлением в силу увеличится число случаев лишения родительских прав из-за недостатка продуктов в холодильнике, что органы опеки смогут принимать решения об изъятии ребенка из семьи на основании лишь субъективных факторов. Причем в каждом пилотном регионе действуют свои основания для изъятия, а их перечень не ограничен и нормативно не закреплен. И такие прецеденты, когда детей забирают из семьи за неуплату долга по ЖКХ, уже существуют. Отсутствие правовых механизмов регулирования данной сферы отношений порождает благоприятную обстановку для нарушения законных родительских прав, предусмотренных Конституцией РФ, Всеобщей Декларации прав человека, Конвенцией о правах ребенка и Семейным Кодексом РФ. 

Родительские права и права на семейное воспитание нуждаются в государственной защите от незаконного (необоснованного) изъятия ребенка из семьи без соответствующего решения суда, а также необоснованного лишения родительских прав.

Ювенальная политика должна быть направлена на оказание максимального содействия обеспечению благополучия несовершеннолетних, что сведет к минимуму необходимость вмешательства со стороны системы правосудия в отношении несовершеннолетних. Не только меры заботы в отношении молодежи, уже совершившей правонарушения, но и принимаемые меры к несовершеннолетним до совершения ими правонарушений с целью профилактики являются,  основным содержанием ювенальной политики. Эффективной ювенальная политика будет в случае восприятия ее как элемента всей государственной правовой системы, органично взаимосвязанного со всеми направлениями государственной правовой политики на стадиях выработки, принятия и реализации решений.

Целоусова  Ануся Азаматовна,

 Председатель комиссии  по совершенствованию законодательства, общественному  контролю за деятельностью органов власти, вопросам безопасности и правопорядка  Общественной палаты КБР