в Общественной палате Кабардино-Балкарии обсудили проблемы психолого-педагогического сопровождения семей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья 

Открывая заседание, председатель Комиссии по образованию и науке ОП КБР Асхат Зумакулов отметил «что психолого-психологическое сопровождение семей с детьми-инвалидами немыслимо без тесного сотрудничества всех заинтересованных министерств и ведомств, общественных организаций. От эффективности взаимодействия зависит успешность решения многих жизненно важных проблем для детей-инвалидов и их семей, успешность адаптации и интеграции детей-инвалидов в общество».

Заместитель министра просвещения и науки КБР Ачемез Мокаев в своем выступлении отметил, органы образования республики    проводят комплекс мер, направленных на повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в общество.

Общая численность обучающихся с ОВЗ в школах республики в текущем учебном году составляет 3 274 человек (на 158 человек больше чем в 2023-2024 уч. году), из них:1 960 детей имеют статус «ребенок-инвалид» (на 108 больше чем в прошлом учебном году); обучающихся на дому – 746.

В общеобразовательных организациях республики работают 657 классов для обучающихся с ОВЗ, 89 коррекционных классов для обучающихся с ОВЗ.

Для обеспечения полноценного и качественного образования психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов осуществляют 442 педагогических работников и специалистов (на 18 работников больше чем в прошлом учебном году), из них 50 логопедов, 16 дефектологов, 193 педагога-психолога, 142 социальных педагогов, 41 тьютор.

Специалистами ГБУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» Министерства просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики в 2024 году проведено 346 индивидуальных консультаций по вопросам воспитания и обучения детей с ОВЗ и инвалидностью, 13 тренингов по снятию психологического напряжения у родителей и 9 по налаживанию детско-родительских отношений и принятию своего ребенка.

«Психолого-педагогическое сопровождение является необходимым компонентом реабилитации ГБУЗ «Республиканский детский реабилитационный центр» Министерства здравоохранения КБР»,- отметила в своем выступлении заместитель министра здравоохранения Татьяна Аникушина. Оно включает формирование заинтересованности родителей в систематических занятиях с детьми вне реабилитационного центра; повышение их педагогической компетентности; оценку психологического статуса родителей и его коррекцию при необходимости; поддержание обратной связи не только с родителями детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, но и с профильными специалистами, которые будут заниматься с семьей в месте их дальнейшего проживания.

В 2025г планируется создание на базе учреждения регионального ресурсно-методического центра ранней помощи детям.

В 2024 г. в ГБУЗ «РДРЦ» Минздрава КБР психолого – педагогическую реабилитацию и абилитацию получили 1886 детей, из них 676 инвалидов, количество предоставленных психолого-педагогических услуг -8623, из них, детям-инвалидам 2954. Внедрена психотерапевтическая программа по групповой работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья «Справимся вместе».

В заключение своего выступления Т. Аникушина предложила рассмотреть совместно с заинтересованными возможность создания республиканского центра реабилитации инвалидов, оказывающего весь спектр услуг для данной категории населения.

Елена Романова – заместитель министра труда и социальной защиты КБР рассказала о работе органов социального обслуживания по предоставлению семьям услуг по кратковременному присмотру и уходу за детьми-инвалидами. За 2024 данная услуга оказана 11семьям. Функционирует служба проката реабилитационного оборудования для детей-инвалидов, которой воспользовались 22 семьи. Мобильными бригадами за 2024 г. обслужено 2836 человек, предоставлено 6400 услуг, совершено 889 выездов в 1403 семьи, находящихся в трудной жизненной ситуации, в которых воспитывается 6775 несовершеннолетних. Услуги по социальному сопровождению предоставлены 4832 гражданам в 2023 году, 4108 гражданам в 2024 году.

В рамках реализации Комплекса мер по созданию условий и повышению доступности отдыха и оздоровления детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья осуществлена организация инклюзивных смен для детей-инвалидов и детей с ОВЗ на базе Государственного казенного учреждения «Базовый республиканский детский социально-реабилитационный центр «Радуга».  Ежегодно на базе центра более 300 детей-инвалидов в возрасте от 3-х до 18 лет проходят медико-социальную реабилитацию в сопровождении родителей.

Вместе с тем, участники заседания отметили ряд проблем в сфере комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов. Среди них: недостаточно эффективное межведомственное взаимодействие в сфере комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, отсутствие комплексного подхода при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации; отсутствие единой системы оценки результативности и эффективности реабилитационных мероприятий;  необходимость создания специальных образовательных условий  для детей-инвалидов, инклюзивного образования в дошкольных и общеобразовательных организациях; необходимость активизации психолого – педагогической поддержки детей, больных сахарным диабетом, организации ранней  диагностики и выявления детей с заболеваниями; организация системной работы по обучению и повышению квалификации специалистов, реализующих реабилитационные и абилитационные мероприятия для инвалидов; необходимость укрепления материально-технической базы организаций, осуществляющих реабилитационные мероприятия, для внедрения современных технологий обследования, выявления и дальнейшей реабилитации с учетом потребностей детей-инвалидов; отсутствие реабилитации детей со снижением слуха после слухопротезирования, в том числе, после кохлеарной имплантации; создание единого республиканского центра реабилитации инвалидов, оказывающего весь спектр услуг для данной категории населения.

Участники заседания отметили также недостаточное вовлечение общественного и коммерческого секторов в работу с детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ.

Подводя итоги заседания, заместитель председателя Общественной палаты КБР Людмила Федченко обратила внимание присутствующих на рост заболеваний среди детей и необходимость реализации в полном объеме нормативных правовых актов, касающихся организации образовательного процесса, лечения и реабилитации детей, имеющих значительные проблемы физического, психического, интеллектуального развития и рекомендовала заинтересованным министерствам совместно с общественными организациями систематически проводить мониторинг оценки положения дел в сфере соблюдения прав обучающихся с инвалидностью.

По итогам заседания Комиссия приняла рекомендации в адрес органов исполнительной власти республики, органов местного самоуправления и общественных организаций.

 

 

Пресс-служба   Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики