члены Общественной палаты обсудили ход реализации госпрограммы «Развитие образования в Кабардино-Балкарской Республике»

Открывая заседание, председатель Палаты Хазратали Бердов предложил участникам заседания почтить память погибших в террористических актах в Махачкале, Дербенте и Севастополе минутой молчания.

С докладом по обсуждаемому вопросу выступила заместитель министра просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики Екатерина Мисостова.

Государственная программа КБР «Развитие образования в Кабардино-Балкарской Республике» реализуется с 2020 по 2025 годы, общий объем финансового обеспечения реализации государственной программы за счет всех источников финансирования составляет 55018016,9 тыс. рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики – 48480170,4 тыс. рублей.

В рамках регионального проекта «Современная школа» основным мероприятием, реализуемым в рамках национального проекта «Образование», является строительство зданий общеобразовательных учреждений, отвечающих современным требованиям. В 2023 – 2024 годах предусмотрены завершение строительства и ввод в эксплуатацию 19 школ мощностью 11 474 мест в 11 муниципальных образованиях.

1 сентября 2023 года свои двери открыли три новые школы, завершается строительство 7 школ, продолжается строительство 9 общеобразовательных школ. Плановый срок завершения строительства по указанным объектам –
1 декабря 2024 года. 7 июня 2024 года в микрорайоне «Восточный» закончилось строительство самой большой школы в регионе на 1500 учащихся.

В рамках реализации регионального проекта «Модернизация школьной системы образования в Кабардино-Балкарской Республике» в 2022-2023 годах отремонтированы 59 зданий общеобразовательных организаций, в 2024-2025 годах запланирован капитальный ремонт 13 зданий общеобразовательных организаций.

Министерством просвещения и науки КБР проводится работа по совершенствованию инфраструктуры и улучшению материально-технической базы общеобразовательных организаций.

В 2023 году завершилось оснащение школ компьютерной техникой в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда».

В рамках проекта «Успех каждого ребенка» в 2023 году продолжена работа по созданию современных и комфортных условий для занятия физической культурой и спортом. В 162 общеобразовательных организациях отремонтированы 169 спортивных залов. В текущем году проведен ремонт 5 спортивных залов, спортивным инвентарем и оборудованием оснащены 7 плоскостных сооружений в 11 школах.

Кабардино-Балкария вошла в число регионов, где будет реализован проект по созданию быстровозводимых зданий лагерей для детского отдыха.

В рамках проекта «Современная школа» на базе Гимназии № 6 г.о. Прохладный открыт детский технопарк «Кванториум», 24 году запланировано открытие еще одного Кванториума на базе школы № 27 г.о. Нальчик.

В 181 школе открыты центры образования «Точка роста», в том числе 37 центров открыты в 2023 году, в 2024 году планируется дополнительно создать еще 13 центров образования «Точка роста».

Реализация мероприятий по созданию новых мест дошкольного образования национального проекта «Демография» обеспечила 100% доступность дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет, реализованы государственные гарантии получения дошкольного образования всем очередникам на территории Кабардино-Балкарской Республики.

В системе образования Кабардино-Балкарской Республики функционируют 24 учреждения дополнительного образования детей, в том числе: детский технопарк «Кванториум» в структуре ГБОУ «Детская академия творчества «Солнечный город», реализующего модули РОБО, НАНО, КОСМО, IT и ЭНЕРДЖИ для 1500 детей; региональный центр выявления и поддержки одаренных детей в сфере искусства, спорта, образования и науки в Кабардино-Балкарской Республике «Антарес»; мобильный технопарк «Кванториум» по направлениям «Виртуальная и дополненная реальность», «Геоинформационные технологии», «Аэротехнологии», «Промышленная робототехника», «Промышленный дизайн», «Хайтек».

По данным автоматизированной информационной системы «Навигатор», в республике по программам дополнительного образования обучаются 122 567 детей (73,4 %) в возрасте от 5 до 18 лет.

В республике формируется эффективная система выявления, поддержки и развития одаренных детей, где важным звеном является региональный центр «Антарес».

Одной из возможностей достижения высоких образовательных результатов для обучающихся являются профильные смены, проводимые Центром. В 28 профильных сменах Центра прошли обучение 920 обучающихся.

В рейтинге регионов по итогам всероссийской олимпиады школьников КБР заняла 1 место по СКФО.

Три образовательные организации республики попали в топ-20 школ Северо-Кавказского федерального округа по числу поступивших в ведущие образовательные организации высшего образования России по итогам 2022 года: МКОУ «Лицей № 2 г.о.Нальчик», МКОУ «Гимназия № 14» г.о. Нальчик, Лицей для одаренных детей ГБОУ «Детская академия творчества «Солнечный город».

В рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование», воспитание обучающихся школ в   республике проводится через сложившуюся систему мероприятий, направленных на формирование патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционного долга.

На базе Детской академии творчества «Солнечный город», а также в 8 муниципальных образованиях созданы Дома «Юнармии». Сейчас в республике функционируют 183 отряда юнармейцев численностью 7 185 человек.

На базе Кадетской школы-интерната № 3 создан круглогодичный учебно-методический центр военно-патриотического воспитания «Авангард». В июне 2023 года в Центре проведены пятидневные учебные военные сборы, в которых приняли участие более 600 обучающихся, в первой смене 2024 года военные сборы прошли 200 школьников.

В ближайшее время планируется расширить сеть центров «Авангард». Они будут открыты в кадетских школах, расположенных в с.п. Атажукино и Бабугент, центре «Антарес».

Больше внимания стало уделяться развитию системы профессионального образования и подготовке молодых специалистов.

В колледжах республики созданы 43 мастерские по приоритетным направлениям («Обслуживание транспорта и логистика», «Строительство», «Информационные и коммуникационные технологии», «Социальная сфера и сельское хозяйство», «Промышленные и инженерные технологии и искусство», «Дизайн и сфера услуг»).

На базе Гуманитарно-технического колледжа открыт Центр опережающей профессиональной подготовки.

В 2023 году в рамках проекта «Профессионалитет» создан образовательно-производственных кластер: «Правоохранительная сфера и управление» на базе Кабардино-Балкарского гуманитарно-технического колледжа, планируется создание кластера «Сельское хозяйство» на базе Кабардино-Балкарского агропромышленного колледжа им. Б.Г. Хамдохова.

В 2023 году Всероссийский чемпионат «Профессионалы» прошел на 25 площадках по 22 компетенциям, в котором приняли 152 конкурсанта и 155 экспертов – наставников.

Кабардино-Балкария впервые стала площадкой проведения отборочных соревнований Всероссийского этапа по раннее презентованной экспертами-разработчиками из КБР компетенции «Промышленное садоводство», завоевав первое место среди участников.

В обсуждении доклада приняли участие Барасби Абазов – директор ГБПОУ «Кабардино-Балкарский гуманитарно-технический колледж», Ольга Бездудная – заместитель главы местной администрации по социальным вопросам Майского муниципального района КБР, Тамара Джаппуева – руководитель лицея для одаренных детей ГБОУ «Детская академия творчества «Солнечный город», Ольга Михайленко – директор института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования КБГУ им. Х.М. Бербекова

Участники пленарного заседания отметили, что система образования республики, в целом, динамично развивается, но остаются нерешенными определенные проблемы.

Темпы строительства общеобразовательных организаций не закрывают имеющуюся потребность республики в создании новых мест в общеобразовательных организациях. В 33 (12%) общеобразовательных организациях учебный процесс организован в две смены. Удельный вес численности обучающихся во вторую смену в общей численности обучающихся по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования по очной форме обучения составляет 12 040 учащихся (9,9%.).

Одна из главных проблем – несоответствие зданий дошкольных образовательных учреждений современным требованиям. Удельный вес числа зданий дошкольных образовательных организаций, требующих капитального ремонта, в общем числе зданий дошкольных образовательных организаций составляет 39,51 %. В проведении капитального ремонта (реконструкции) и оснащении современными средствами обучения и воспитания нуждаются 198 зданий дошкольных образовательных организаций.

Несмотря на все усилия Правительства республики по повышению престижа профессии педагога, кадровый дефицит учителей в общеобразовательных организациях на начало 2023-2024 учебного года составил 178 единиц, в том числе учителя иностранных языков – 20, русского языка и литературы – 23, физики – 23, математики – 41, физкультуры – 9, истории и обществознания – 11, начальных классов – 4, химии – 10, ОБЖ– 5, трудового обучения – 11, информатики 12. По остальным предметам – менее 7 единиц.

В 2023 году независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по общеобразовательным программам, дополнительным общеобразовательным программам в Кабардино-Балкарской Республике проведена в отношении 130 организаций.

В исследуемых организациях в целом показатель оценки качества по совокупности составил 96,6 балла.

Основные проблемы, которые выявлены в период проведения сбора и обобщения информации касаются, прежде всего, наличия и функционирования дистанционных способов обратной связи с получателями услуг, обеспечением необходимых условий доступности образования для  детей с ограниченными возможностями здоровья.

С целью преодоления имеющихся проблем, связанных с необходимостью модернизации системы оценки качества образования, необходимо усиливать значимость и роль родительской общественности в управлении школой и в оценке ее деятельности.

Следует также отработать систему контроля за реализацией нацпроекта «Образование», региональных проектов так, чтобы все процедуры конкурсов и выделения средств были прозрачными, а вся информация находилась в публичном доступе на официальных Интернет-сайтах.

Воспитательную работу в образовательных организациях необходимо организовать на высоком эмоциональном уровне, с воспитательным эффектом, чтобы получить значительный результат в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей и молодежи.  Необходима консолидация всех уровней власти и управления в системе образования с целью эффективного решения задач, поставленных в рамках национальных проектов.

По итогам обсуждения участники пленарного заседания приняли рекомендации в адрес всех заинтересованных.

 

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики