Вопросы повышения конкурентоспособности российских университетов обсудили в ОП РФ

Положение российских университетов в глобальных рейтингах, преимущества Московского международного рейтинга «Три миссии университета», рейтинги, учитывающие социальную мобильность и служение обществу — эти вопросы рассмотрели участники круглого стола «Конкурентоспособность российских университетов», который состоялся 25 сентября в ОП РФ.

Член комиссии ОП РФ по развитию высшего образования и науки академик РАО Барасби Карамурзов в своем приветственном слове отметил, что сегодняшнее мероприятие начинает цикл круглых столов, которые позволят понять место российской высшей школы и ее перспективы в мировом образовательном пространстве.

«Вместе мы сможем определить круг задач и способы их решений, необходимых для повышения конкурентоспособности российских университетов. Может быть, нам удастся определить необходимые и достаточные условия создания аналитического доклада по состоянию всей системы образования в нашей стране», — добавил он.

Идея повышения конкурентоспособности всегда включает и способы сравнения, одним из таких и являются рейтинги, считает председатель ОП Нижегородской области, вице-президент РСР, президент ННГУ им. Лобачевского профессор Роман Стронгин. Он убежден, что глобальные рейтинги недостаточно объективные, поэтому надо иметь свой, который будет основан на исключительно объективных показателях.

По мнению заместителя председателя Государственной думы РФ Бориса Чернышова, конкурентоспособность за рубежом является актуальной государственной задачей. Он сообщил, что в ближайшее время в Москве пройдет первый Парламентский форум «Россия – Латинская Америка», где тема образования также станет одной из ключевых.

«Конкурентоспособность сегодня, если мы говорим про внутренний рынок, это борьба не только между регионами или между вузами за большие категории населения. Сегодня идет работа с каждым конкретным абитуриентом. К сожалению, немногие университеты России понимают эту задачу», — подчеркнул спикер.

Качественное образование — драйвер развития экономики, уверен ректор Российского нового университета, член-корреспондент РАО профессор Владимир Зернов. По его мнению, необходимо использовать рейтинг эффективности не только в оценке вузов, но и в оценке в целом ресурсов.

«Рейтинг настраивает на международную конкурентоспособность. Выигрывает тот, кто наиболее активно использует ресурсы, поэтому необходимо “расшить” узкие места в образовании», — считает он.

С появления рейтинга «Три миссии» у университетов России появился шанс быть оцененными объективно. Этот рейтинг уже максимально приближен к идеалу и старается оценивать не сам вуз, а виды деятельности с точки зрения тех задач, которые он должен решать. Об этом рассказал вице-президент РСР, председатель Ассоциации вузов Черноземья, профессор, ректор Воронежского государственного университета Дмитрий Ендовицкий.

Также он озвучил предложения для совершенствования существующей модели рейтингования: необходимо создавать рейтинги в коллаборации с коллегами из дружественных стран, разработчики должны скрывать свои методики оценки, важно продолжать делать упор на «Три миссии», а также оценивать стыковку вуза с конечным потребителем, проходить тесты на глобальную национальную надежность и ориентироваться на публикации статей журналов стран-партнеров и на языках стран, отличных от английского.

«То есть первостепенная задача сейчас – создание вузов мирового уровня, а рейтинги должны стать вспомогательным инструментом для оценки успехов, выбранных для этого стратегий», — резюмировал спикер.

Рейтинг — инструмент глобальной конкуренции и в академическом, и в бытовом плане, а также инструмент разруливания студентов из одной страны в другую, отметил генеральный директор ассоциации составителей рейтингов Дмитрий Гришанков.

«Российское образование по-прежнему одно из лучших. По всем методикам, мы занимаем 5-6 места. У нас должно быть признание в своей стране. В настоящее время самое главное — рейтинги БРИКС, ШОС, потому что сейчас мы боремся за студентов из этих стран», — добавил он.

Развернувшееся в мире соперничество стран по своей сути является борьбой за единоличное владение всеми видами ресурсов, главным из них является человеческий капитал, который в основном и определяет потенциал государства, считает Барасби Карамурзов. Он добавил, что борьба ведется, в первую очередь, и за возможность влияния на менталитет подрастающего поколения.

Спикер обратил внимание на то, что международные рейтинги стали инструментом дифференцирования, сегментирования и стратификации университетов, поэтому изменился рынок образовательных услуг. Методики большой тройки рейтингов состоят из учета публикационной активности, качества исследований, числа исследователей и формирования репутационных составляющих рейтинга.

Барасби Карамурзов уверен, что в ближайшие 25-30 лет именно успехи в образовании определят, кто победит в борьбе за безраздельное экономическое господство в мире.

Он предложил создать на базе ОП РФ постоянно действующие дискуссионные площадки для обсуждения проблем и задач по повышению конкурентоспособности российских университетов и подготовке соответствующих рекомендаций для Минобрнауки.

Ректор университета им. В.И. Вернадского профессор Елена Певцова считает основной задачей рейтингов влияние на те университеты, которые решают ключевые социальные задачи.

«Наше предложение заключается в том, чтобы предусмотреть еще один вариант возможности такого рейтингования, который был бы связан с рейтингованием вузов, работающих в сфере устойчивого развития», — подчеркнула она.

С инициативой по созданию глобальной библиометрической системы под эгидой международной организации ЮНЕСКО, которая бы в полной мере учитывала накопленный в данной сфере опыт, выступил профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Ренат Карамурзов.

По мнению члена Комиссии ОП РФ по вопросам суверенитета, патриотическим проектам и поддержке ветеранов Владимира Околотина, эту рейтинговую систему необходимо разрабатывать в том числе и для молодых ученых.

«Для них это будет определенный критерий роста, а этот рост должен поддерживаться участием молодых ученых в реализации грантов», — подчеркнул он.

Пресс-служба Общественной палаты Российской Федерации