актуальные тенденции развития педагогического образования в Кабардино-Балкарской Республике обсудили  в региональной Общественной палате

Заслушав и обсудив доклады и выступления, участники заседания отметили, что в республике проводится определенная работа по подготовке педагогических кадров для дошкольных и общеобразовательных организаций, их трудоустройству и дальнейшему повышению профессиональной квалификации.

Заместитель министра просвещения и науки Ачемез Мокаев в своем выступлении подчеркнул, что в республике реализуются меры, направленные на повышение социального статуса педагога и его профессиональной квалификации. Указом Главы Кабардино-Балкарской Республики учреждены премии победителям конкурсов профессионального мастерства «Учитель года», «Воспитатель года», «Мастер года» и «Учитель родного языка» в размере 200 тыс. рублей и призерам – по 100 тыс. рублей.

В целях материальной поддержки педагогов производится ежемесячная денежная выплата в размере от одной до пяти тыс. рублей в месяц молодым педагогам, классным руководителям и кураторам учебных групп.

Число работников, фактически занятых в системе образования Кабардино-Балкарской Республики в 2024-2025 учебном году составляет 9 395,17 единиц, что на 197,36 единиц больше, чем в 2023-2024 учебном году.

Подготовка педагогических кадров для системы образования Кабардино-Балкарской Республики осуществляется в соответствии с «Концепцией подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 года № 1688-р.

Проректор по учебной работе Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х.М. Бербекова Вадим Лесев в своем выступлении отметил, что университет выступает центром подготовки педагогических кадров в республике. В университете сегодня обучается свыше 19 тысяч студентов. За последние три года контингент увеличился на 18%, при этом доля университета в подготовке педагогических кадров увеличилась на 22%. Эти цифры наглядно показывают возрастающую роль ВУЗа в обеспечении образовательной системы республики квалифицированными специалистами.

Основной образовательной организацией, осуществляющей подготовку педагогических кадров для Кабардино-Балкарской Республики, является Институт педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х.М. Бербекова (далее ИППиФСО). Структура института выстроена таким образом, что обеспечивает возможность непрерывного обучения со ступени специалитета и бакалавриата до магистратуры и аспирантуры.

На очной, заочной и очно-заочной формах обучается 674 студентов, ожидаемый выпуск в 2024-2025 учебном году – 124 специалистов.

Специальности «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки – физика и математика), «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки –химия и биология), «Психология» (Консультативная психология и психодиагностика), «Педагогическое образование» (педагогическое образование и развитие человека), «Методология и технология профессионального образования» – это новые направления, которые будут реализованы в 2025-2026 учебном году.

Учитывая востребованность специалистов в области психологии и коррекционной педагогики, сотрудниками Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования разработаны образовательные программы, которые успешно прошли лицензирование и на 2025–2026 уч. год объявлен набор студентов и магистрантов по следующим направлениям подготовки: Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) – Физика и математика; Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) – Химия и биология; Педагогическое образование, Начальное образование и детская робототехника; «Клиническая психология», специализация «Патопсихологическая диагностика и психотерапия» – подготовка студентов с 2022 года. С 2025-2026 учебного года реализуются магистерские программы двойных дипломов: Психология (Консультативная психология и психодиагностика); Педагогическое образование (Педагогическое образование и развитие человека).

По окончании программы выпускники могут преподавать, как в школе, так и в вузе и сфере дополнительного образования.

В Институте математики и естественных наук, Социально-гуманитарном институте, Институте электроники, робототехники и искусственного интеллекта КБГУ реализуются программы по подготовке специалистов по направлениям математика, физика, химия, география, фундаментальная и прикладная химия, филология, лингвистика, история, прикладная, математика, информатика и вычислительная техника, прикладная информатика, информационная безопасность.

В программы подготовки высококвалифицированных кадров по указанным специальностям включен педагогический блок, позволяющий вести преподавательскую деятельность.

В последние годы появились давно востребованные направления с двумя профилями подготовки: немецкий и английский языки; французский и английский языки; кабардинский язык и литература, русский язык и литература; балкарский язык и литература, русский язык и литература.

При кафедре английского языка СГИ создан Центр дополнительного языкового профессионального образования, который разработал программу переподготовки «Преподаватель английского языка».  На сегодняшний день 45 выпускников получили дипломы и осуществляют преподавательскую деятельность в школах и языковых центрах республики.

О     подготовке педагогических кадров для системы образования республики рассказала участникам заседания Фатима Ашабокова – директор Педагогического колледжа КБГУ. В настоящее время в педагогическом колледже КБГУ обучаются 682 студента, в том числе 577 из КБР.

Сегодня здесь реализуются образовательные программы по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогические науки» и «Физическая культура и спорт»: «Дошкольное образование»; «Преподавание в начальных классах»; «Коррекционная педагогика в начальном образовании»; «Физическая культура». С 2026 года планируется подготовка по специальности «Преподавание в основной школе».

В 2024 году количество выпускников педагогического колледжа по программам подготовки педагогических кадров среднего профессионального образованиясоставило143 человека. Из них трудоустроены – 106 (74,1%), в том числе в КБР– 81 выпускник.

Подготовку педагогических работников по программам среднего профессионального образования осуществляют три подведомственных Минпросвещения КБР образовательных организации: ГБПОУ “Кабардино-Балкарский гуманитарно-технический колледж”, ГБПОУ “Прохладнеский многопрофильный колледж”, ГБПОУ “Эльбрусский        региональный колледж”. Ежегодный выпуск педагогов дошкольного образования составляет более 70 человек.

И.о. директора Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Министерства просвещения и науки КБР Артур Кажаров в своем выступлении остановился на вопросах необходимости постоянного совершенствования педагогического мастерства, внедрения современных педагогических технологий, интеграцию информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, участия педагогов в научных исследованиях, педагогических конкурсах и фестивалях.

В ходе обсуждения, участники заседания отметили, что практически не используются возможности целевого набора на основе договоров о целевом обучении. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов республики проводят недостаточную работу с выпускниками общеобразовательных школ по пропаганде профессии учителя. Так, по направлению «Педагогическое образование» за период с 2021 по 2024 годы университету выделено 107 целевых квот, зачислено на обучение в рамках целевой квоты – 11 абитуриентов. Не налажено должного взаимодействия Министерства просвещения и науки КБР с образовательными организациями высшего и среднего профессионального образования в вопросе подготовки востребованных кадров.

Несмотря на рост численности учащихся и строительство новых школ в республике уменьшается количество педагогов.

Согласно статистке, число работников, занятых в системе образования за последние пять лет в среднем сократилось на 75 человек. В связи с чем увеличилась средняя нагрузка, в среднем за последние пять лет на 0,12 часа:

Число вакантных должностей в 2024-2025 учебном году составляет
150 единиц, что составляет 2,12% от общего числа должностей. За последние пять лет число вакансий увеличилось на более чем 100 единиц (с 47 до 150).

Самыми «дефицитными» являются учителя математики (28 единиц), учителя русского языка и литературы (27 единиц), учителя английского языка (17 единицы), учителя физики (15 единиц).

По прогнозным данным, начиная с 2025 года сохранится потребность
в педагогических кадрах в среднем 100-150 учителей в год.

Внутренние исследования университета выявили, что из 77% студентов, планировавших стать учителями, только 24% в итоге пошли работать в школы. Основная причина такого положения – низкая оплата труда педагога.

Наблюдается возрастной дисбаланс кадрового состава образовательных организаций (медленная ротация кадров, по многим предметам наблюдается старение кадрового потенциала). Средний возраст учителей в 2024-2025 учебном году составил 48,8 лет. Доля педагогов в возрасте до 35 лет составляет 7,3% от общего количества работников образовательных организаций.

Несмотря на принимаемые меры наблюдается обесценивание значимости педагогической профессии, падение престижа и низкий статус педагогического труда.

Подводя итоги заседания, председатель палаты Хазратали Бердов отметил, «что органами государственной власти и образования республики принимаются меры по развитию педагогического образования, трудоустройству выпускников образовательных организаций, но, в первую очередь, необходимо поднять престиж и авторитет учителя на новый уровень».

По итогам заседания Совет принял рекомендации в адрес заинтересованных.

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики