проблемы сохранения и обучения родным языкам стали предметом обсуждения в Общественной палате Кабардино-Балкарской Республики
Председатель Комиссии Общественной палаты КБР по образованию и науке Асхат Зумакулов отметил, что языковая политика Кабардино-Балкарской Республики, в том числе преподавание родных языков, направлена на обучение, сохранение и создание условий для равноправного и самобытного развития языков коренных народов.
О работе Министерства просвещения и науки, органов управления образованием муниципальных районов и городских округов и педагогических коллективов республики рассказала в своем докладе заместитель министра просвещения и науки республики Екатерина Мисостова.
В соответствии с пунктом 4 распоряжения Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2022 года № 204-Р, распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25 апреля 2022 г. № 166-рп утвержден План основных мероприятий по проведению в Кабардино-Балкарской Республике в 2022-2032 годах Международного десятилетия языков коренных народов.
В январе 2025 года Глава Кабардино-Балкарской Республики К.В. Коков встретился с участниками проекта по созданию корпусов языков народов Кабардино-Балкарии. Проект реализуется в рамках Международного десятилетия языков коренных народов, объявленного в 2022 году Генеральной Ассамблеей ООН, цель которого – дополнить федеральный сервис «Яндекс Переводчик» возможностью перевода на кабардино-черкесский и карачаево-балкарский языки. При участии 80 учителей родных языков разработан корпус из 100 тысяч предложений на кабардино-черкесском и карачаево-балкарском языках.
В целях мотивации учителей родных языков в программу ежегодного республиканского этнокультурного конкурса-фестиваля «Родной язык – душа моя, мой мир» на 2025-2026 учебный год включена номинация для молодых учителей родных языков и литератур со стажем не более 3 лет «Лучший молодой учитель родного языка и родной литературы» с призовым фондом 100 тыс. руб. для победителя и 50 тыс. руб. для призеров».
Во всех муниципальных районах и городских округах республики постановлениями органов местного самоуправления приняты и реализуются муниципальные программы и планы по сохранению, изучению и развитию родных языков.
В целом, меры по реализации Закона Кабардино-Балкарской Республики “О языках народов Кабардино-Балкарской Республики”, способствуют созданию условий для равноправного и самобытного развития кабардино-черкесского, карачаево-балкарского и русского языков.
Законом Кабардино-Балкарской Республики от 24 апреля 2014 года №23-РЗ «Об образовании» гарантируется право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на кабардинском и балкарском языках, право на изучение указанных языков, а также родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании.
Все учебники по кабардино-черкесскому языку, балкарскому языку и литературе соответствуют содержанию рабочих программ и требованиям обновлённых ФГОС, включены в Федеральный перечень учебников.
По всем обозначенным предметам учебно-методический комплект включает в обязательном порядке наличие электронной версии учебника или пособия.
За последние три года издано 230 433 экземпляров учебников на общую сумму 46,7 млн руб. Обеспеченность учебниками национально- регионального компонента за 1-9 класс составляет 100%.
На изучение родных языков и литератур с 1 по 9 класс, соответственно, отводится по 3 часа в неделю, в 10-11 классах по 2 часа в неделю.
Развитию интереса к родным языкам и национальным культурам народов Кабардино-Балкарской Республики и выявлению одаренных детей способствует проведение олимпиады школьников по родным (кабардинский, балкарский) языкам, конкурсы профессионального мастерства для учителей, а также для обучающихся («Знатоки родного языка», «Конкурс исследовательских работ», «Самый грамотный ученик», «Родной язык – душа моя, мой мир!», «Знатоки родного языка, слова, родной речи и духовной культуры народа» и т.д.). В план организации и проведения летних лагерных смен на 2025-2026 учебный год и далее ежегодно на базе регионального центра выявления и поддержки одаренных детей в области искусства, спорта, образования и науки в Кабардино-Балкарской Республике имени Т.М. Энеева «Антарес» будет включен профильный этнокультурный модуль объемом 12 академических часов с охватом более 200 детей.
Популяризацией родных языков активно занимаются учреждения культуры и средства массовой информации.
Амина Арипшева – начальник отдела дошкольного образования МКУ «Департамент образования местной администрации г.о. Нальчик» рассказала участникам заседания об организации обучения родным языкам в дошкольных организациях г.о. Нальчик.
С 2022 года в 10 дошкольных образовательных учреждениях городского округа Нальчик созданы 13 полилингвальных групп. В 2025 – 2026 учебном году планируется открытие еще шести полилингвальных групп в дошкольных образовательных учреждениях.
О важной роли учителя родного языка и семьи в обучении детей, привитии любви к родной культуре и истории поделилась с участниками заседания Люба Конакова – учитель балкарского языка и литературы гимназии № 1 г. Нальчика, заведующая лабораторией балкарского языка ГБУ ДПО «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Министерства просвещения и науки КБР».
«Семья является первым и наиболее важным институтом в процессе языковой социализации. Создание языковой среды в доме, чтение сказок, пение колыбельных, обсуждение событий на родном языке закладывают прочный фундамент для изучения родных языков в школе», -заключила докладчик.
О работе Института гуманитарных исследований КБНЦ РАН по разработке цифровых платформ, сервисов и приложений, которые способствуют изучению, сохранению и развитию родных языков Кабардино-Балкарской Республики доложил присутствующим Хажисмель Жилетежев – старший научный сотрудник сектора кабардино-черкесского языка института.
В Институте гуманитарных исследований КБНЦ РАН изданы переводные словари: Русско-кабардино-черкесский словарь, Русско-карачаево-балкарский словарь, Словари лингвистических терминов кабардино-черкесского и карачаево-балкарского языков и др.). Электронные версии данных словарей существуют в PDF-формате.
Опытом своей работы по преподаванию родного языка поделилась Жанна Жиляева – учитель кабардино-черкесского языка МКОУ “СОШ №3 имени Т.М. Кетенчиева с.п. Атажукино» Баксанского муниципального района, победитель регионального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Лучший учитель родного языка и литературы» 2024 года.
О роли общественных организаций в сохранении родных языков рассказал присутствующим Марат Анаев – директор Нальчикского филиала фонда содействия развитию карачаево-балкарской молодёжи «Эльбрусоид».
Для сохранения и популяризации языка и национальной культуры фондом выпускается художественная и научная литература, аудио и мультипликационные фильмы, приложения для детей и взрослых. Это колыбельные, сказки, загадки, считалки, скороговорки, пазлы, алфавит, счет и др.
Участники заседания в своих выступлениях отметили нерешенные проблемы и серьезные недостатки.
В своем выступлении член палаты, председатель Общественного совета при Министерстве просвещения и науки республики, президент Международной черкесской Ассоциации, Хаути Сохроков отметил, что в республике проводится целенаправленная работа по сохранению, развитию и обучению родным языкам: «Но возлагать задачу сохранения, развития и изучения родных языков только на систему образования, снимая ее с других институтов воспитания, в частности с семьи, прежде всего с родителей, значит обречь наши языки на искусственное существование или тихое вымирание».
Член Общественной палаты Российской Федерации Барасби Карамурзов в своем выступлении уделил особое внимание подготовке учителей по родным языкам, комплектованию школ и дошкольных организаций подготовленными специалистами и предложил рассмотреть вопрос о создании Ассоциации учителей родных языков Кабардино-Балкарской Республики.
Имеют место проблемы, связанные с низким уровнем вовлечения родителей (законных представителей) обучающихся в процессы сохранения и изучения родных языков, правовой нигилизм родителей, низкий уровень мотивации семьи в этих вопросах. Среди наиболее значительных недостатков системы образования – недостаточный уровень разъяснительной, просветительской работы с родителями (законными представителями) обучающихся, низкая мотивация обучающихся и родителей к изучению родных языков. Эти проблемы развиваются на фоне значительного сокращения их использования в семейной и общественно-политической жизни, значительного обеднения, снижения качества устного и письменного использования, снижения языковой культуры.
На недостаточном уровне ведется работа по созданию условий для реального и эффективного осуществления обучения и воспитания на родных языках в дошкольных образовательных организациях, слаба материальная база, нет кабинетов родного языка, незначителен объем использования современных информационных технологий в преподавании родных языков, отсутствует преемственность преподавания родных языков между уровнями образования. Необходимо включение на уровне дошкольного образования компонентов предметной развивающей среды, способствующих речевому развитию детей на родных языках.
Требует увеличения доли программ дополнительного образования, направленных на изучение и сохранение родных языков и литератур в учреждениях дополнительного образования детей.
Причинами снижения интереса к изучению родного языка являются недостаточность мировоззрения о родном языке как факторе национального самосознания, пассивное отношение некоторых родителей к изучению их детьми родного языка, низкая востребованность родных языков в различных сферах общественной жизнедеятельности.
«Дальнейшее изучение и успешное функционирование государственных языков Кабардино-Балкарии в современных условиях потребует определённых усилий со стороны органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждений, учёных, учителей и методистов, творческих союзов, средств массовой информации. Особая роль здесь отводится семье»,- отметила в заключительном слове заместитель председателя Общественной палаты КБР Людмила Федченко.
По итогам заседания приняты рекомендации в адрес заинтересованных.
Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики