В Общественной палате Кабардино-Балкарии рассмотрели проект федерального закона № 142767-8 «О внесении изменений в статью 68 Федерального закона «Об охране окружающей среды»

Законопроект направлен на совершенствование деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды. Предлагается наделить их правом присутствовать при проведении надзорными органами выездного обследования по представленным ими материалам, присутствовать при открытом рассмотрении должностными лицами органов, осуществляющих государственный экологический контроль (надзор), федеральный государственный лесной контроль (надзор), дел об административных правонарушениях по ним. Также устанавливаются требования к гражданам, изъявившим желание оказывать содействие органам государственного надзора в качестве общественных инспекторов по охране окружающей среды, запреты, связанные с осуществлением ими деятельности, их обязанности, основания для прекращения статуса общественного инспектора.

Член ОП КБР Расул Караев отметил, что законопроект не учитывает то, что Уголовный кодекс РФ устанавливает ряд экологических преступлений (глава 26). Изменения, предлагаемые в п. 6 и 7 ст. 68 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон) указывают только на административные правонарушения.

«Полагаю, что нет необходимости в предлагаемом законопроектом новом подпункте 8 п. 6 ст. 68 Федерального закона, который предусматривает право общественных инспекторов присутствовать при открытом рассмотрении дел об административных правонарушениях только должностными лицами органов, осуществляющих государственный экологический контроль (надзор), федеральный государственный лесной контроль (надзор). Право присутствовать при открытом рассмотрении дел об административных правонарушениях судами, органами и должностными лицами, уполномоченными их рассматривать, имеют все граждане, включая и общественных инспекторов (ст. 24.3 Кодекса РФ о административных правонарушениях)», – прокомментировал эксперт.

Галина Кярова, член Комиссии по АПК, природопользованию, охране окружающей среды и экологии отметила, что предлагаемый новый пункт 6.1 предусматривает рассмотрение обращений общественного инспектора органами надзора в течение 10 рабочих дней со дня регистрации обращения в случае представления материалов не позднее 3 рабочих дней со дня фиксации административного правонарушения, а в случае их представления по истечении указанного срока – в течение 30 дней (не указано каких – календарных или рабочих) со дня регистрации обращения. Непонятно, чем обусловлены такие разные сроки рассмотрения материалов, направленных общественными инспекторами в зависимости от дня фиксации правонарушения? Срок представления материалов объективно не влияет на срок их рассмотрения. По мнению общественников следует установить единый срок (10 рабочих дней) для рассмотрения материалов, направленных общественными инспекторами в органы надзора.

Кроме того, законопроект не предусматривает освобождение общественных инспекторов от трудовых обязанностей с сохранением заработной платы в случае их участия в контрольно-надзорных мероприятиях. Это негативно сказывается на количестве общественных инспекторов, их участии в контрольно-надзорных мероприятиях. Представляется необходимым дополнить законопроект соответствующим положением.

Члены ОП КБР поддержали  принятие законопроекта как направленного на повышение статуса общественных инспекторов с учетом изложенных замечаний и предложений.

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики